Сайт психологів м.Херсона Вівторок, 14.05.2024, 08:41
Приветствую Вас Гість | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 135

Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Квітень » 2 » Авторитетна думка
23:31
Авторитетна думка
Шановні колеги! Дозвольте запропонувати Вашій увазі роздуми шановної Марини В'ячеславівни Бітянової про те, який саме психолог потрібен сучасній школі. Хоч її  міркування спираються перш за все на реалії російської школи, але, напевне, вони будуть цікаві   і широкому колу наших психологів, педагогів та управлінців. (текст мовою оригиналу)

Какой психолог нужен школе
Сегодня появилось много школ хороших и разных. Точнее, разных и при этом хороших. В них создаются такие образовательные миры, в которых есть место психологу. Какому? Самый общий ответ: психологи сегодняшнему образованию тоже нужны разные и хорошие. Более развернутый ответ складывается у меня в 3 пункта:
Пункт первый – какие психологи уже точно не нужны школе.
Пункт второй – каким школам сегодня в принципе не нужны психологи (разные).
Пункт третий - какие психологи в школах хороших и разных нужны.
И важное добавление: это частный авторский взгляд, за который несет ответственность (и, возможно, получает поддержку и одобрение коллег) только она сама.
Какие психологи сегодня точно не нужны школе?
Одиночки, выстаивающие свою деятельность как нечто автономное, самостоятельное, закрытое от других специалистов и родителей.
Исследователи и теоретики, рассматривающие школу как полигон для решения своих собственных научных задач.
Психологи-консультанты, психологи-психотерапевты, решающие проблемы ребенка через индивидуальную психокоррекционную работу в отрыве от среды, порождающей или поддерживающей эти проблемы.
Психологи, не знающие, что такое современное образование на философском, содержательном и технологическом уровне, готовые прикладывать к нему теоретические схемы, созданные для совсем иных общественных институтов или сугубо абстрактного обобщенного анализа и умозрительного проектирования.
Психологи, работающие интуитивно, очень уж «по-авторски», послу ухода которых в школе не остается никаких документов, никаких зацепок для организации преемственности в работе старого и нового специалиста.
Прошу обратить внимание на следующее: в целом, это очень нужные и важные специалисты. Они просто не нужны школе и в школе.
А еще школе категорически не нужны ( и вообще, это очень экзотические места, в которых они нужны):
- «транзитники», рассматривающие школу как временное пристанище на время аспирантуры или притормозившие у ее порога по иной причине.
- психологи, влюбленные в «науку-психологию» больше, чем в людей, внутренний мир которых она описывает и для счастья которых она развивается как практика;
- психологи, перемешавшие в своем професиональном мировоззрении хиромантию, астрологию, йогу, соционику и деятельностный подход;
- психологи, воспринимающие школу, образование как насилие над индивидуальностью ребенка, как Зло с большой буквы, педагогов – как воплощение этого Зла, а себя – как адептов Света и адвокатов ребенка.
Каким школам сегодня не нужны психологи?
Школам, закуклившимся как учебные (не образовательные, а именно учебные) заведения строго «ЗУНовского» характера. В них пыльные лозунги про индивидуализацию и всестороннее развитие личности, скучный, но устоявшийся в своих фронтальных формах учебный процесс и стандартный набор «воспитательных мероприятий». Их, увы, немало. Не ходите туда: бесполезно и даже вредно. Причем, для всех: хороший психолог такую школу взбудоражит, она всколыхнется, затем вытеснит его привычными ей методами и заново заснет. Но пыль еще долго будет висеть в воздухе, а ведь среди современных детей много аллергиков! В такую школу можно входить с новым директором (при наличии у него справки о том, что он здоров и силен духом и телом), новой административной командой и большой таблеткой валидола. Тогда ее можно сделать (лет через пять) местом комфортно-осмысленного профессионального существования.
Школам, выстроенным на конфессиональных или религиозно-философских основаниях. Они решают свои проблемы иными, специфическими средствами. И, как известно, часто весьма успешно. Нужно перестать быть психологом (как специалистом), чтобы найти свое место в такой школе. Это может оказаться очень интересно, но только это уже совсем другая жизненная история…

И, наконец, какие психологи сегодня востребованы в школах?
Сильные «знаньевые» школы запрашивают психолога, готового работать в двух конкретных и локальных направлениях. Первое – коррекционная работа с теми, кто не справляется с объемами, нагрузками, когнитивно-сложным содержанием обучения. Педагоги готовы слышать рекомендации, если они касаются конкретных вещей: как учить Петю и Олю так, чтобы они сами чего-то понимали и не мешали понимать другим. Психолог должен хорошо понимать, каких именно психологических способностей запрашивает учебный процесс и знать, как помочь конкретному ребенку развить в себе эти способности. Кроме того, каковы границы урока и как можно управлять процессом внутри этих границ для того, чтобы этому ребенку жилось легче и училось веселее. Порою в таких школах возникают и успешно работают психокоррекционные психолого-педагогические центры, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов.

Второе направление – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах психологии и педагогики мышления, понимания, усвоения информации. Передача им современных психолого-педагогических технологий, обеспечивающих эффективное усвоение и понимание учебного материала.

Школы, выстраивающие систему развивающего образования нуждаются совсем в другом специалисте. Психологе-проектировщике. Он должен уметь соотносить цели развивающего образования с механизмами и закономерностями развития ребенка (определенного социального статуса, возраста, обладающего индивидуальными особенностями развития) и проектировать систему работы, позволяющую «настраивать» весь образовательный процесс на решение задач развития детей. Сопровождать процесс развития своими психологическими средствами. Плюс – уметь создавать и воплощать в инструменты программы мониторинга развития. У него могут быть разные позиции в школе: административная, если он включен в проектировочный «мозговой» центр школы или позиция психолога, курирующего несколько классов и ведущего в этих классах «штучную», тонкую сопровождающую работу.

Школы, работающие с чрезвычайно разноуровневым и пестрым контингентом учащихся, день за днем решающие сиюминутные проблемы совместимости несовместимого, запрашивают психолога, умеющего работать на задачи социально-психологической адаптации и социализации учащихся, причем, не только и не столько средствами индивидуальной работы, сколько через образовательную среду и групповые формы работы. Такому психологу нужно понимание механизмов социализации, развития ценностей и моральных норм у детей разного возраста, владение различными социально-психологическими и социально-педагогическими технологиями работы. Он точно не будет работать один, а в команде с классными руководителями, социальными педагогами и другими специалистами. А следовательно, понадобятся навыки работы в команде и совместного проектирования.

Школы, реализующие инновационные, экспериментальные программы запрашивают психолога с хорошим академическим образованием, но знающим и понимающим школу и ее образовательные задачи. Ему понадобится совмещение исследовательских (аналитических) и проектировочных способностей. Он должен уметь работать с информацией, анализировать процессы происходящие в школе с точки зрения того, решаются ли психологические задачи эксперимента (инновации), какой ценой для детей и педагогов и т.д. Ему нужно будет увидеть и протянуть ниточки от экспериментальной деятельности к повседневной работе, взяв лучшее и превратив это в систему.


Самоопределение психолога в современной школе – это, одновременно, взгляд в себя (я какой специалист, я зачем оказался тут?) и на школу (какая она? какие задачи решает? зачем ей может быть нужен психолог и нужен ли вообще?). Совмещение ответов на эти два вопроса и помогает определиться Какой психолог нужен школе?

Просмотров: 624 | Добавил: Галина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Квітень 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Безкоштовний хостинг uCoz