Графические диктанты
(Рисование по клеточкам)
Поступление в школу – важный момент в жизни
ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе
психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя
чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо
помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и
предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость
орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с
данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание,
пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию
движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное
и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша
пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации
движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для
детей от 5 до 10 лет.
Выполняя предложенные в выложенных ниже
заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный
запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами
изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:
В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти
– 7-ми лет.
Графический диктант можно выполнять в двух
вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить
точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их
направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а
затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с
образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками,
скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия
ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую
моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет
свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к
сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим
диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых
простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку,
простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную
линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не
перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны
на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
В заданиях используются следующие
обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление
обозначается стрелкой. Например, запись:
1 → 3 ↑
2← 4 ↓ 1 →
следует читать так: 1 клетка вправо, 3 клетки
вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка
и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не
экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался.
Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь
хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме
овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте
его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать
правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с
графическими диктантами не должна превышать: 10 – 15 минут для детей 5-ти лет,
15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.
Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время
выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо
удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев.
Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите
с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где
право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого
человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест,
рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот,
левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука –
правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить
ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый
край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были
наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний
нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести
карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом
«туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик
для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно
объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек,
которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы
сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический
диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и
пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с
ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать
пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать
графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о
потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце
занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их
изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное
изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет
свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает
отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.
Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он
нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона –
длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так
далее.
Поработайте со скороговорками и
чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками,
проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на
каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из
одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения
за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического
диктанта, можно приступать к занятиям.
|